На главную страницу

Авиационная промышленность РФ и авиационное двигателестроение в 2009 году (обзор состояния отрасли c прогнозом до 2015 г.)

ID: 2129
Дата выхода: 11.03.2010
Количество страниц: 110
Язык обзора: Русский
Способ предоставления: В печатном / электронном виде pdf-формат (по e-mail)
Цена, руб. (без учета НДС): 21600  руб.

  

В обзоре представлен комплексный анализ рынка авиационной техники в России, включая анализ спроса на авиационную технику и ее производство в России. В обзоре рассмотрены основные тенденции развития авиационной промышленности, в том числе авиационного двигателестроения, проанализированы тенденции развития рынка авиаремонта в РФ в 2009 году.

Отдельное внимание в обзоре уделено анализу текущего спроса и прогнозу спроса на авиационную технику в России и в мире в период с 2010 года по 2015 год. Представлен и обоснован прогноз динамики изменения объемов авиаперевозок пассажиров и грузов в мире и в России в период до 2015 года. В том числе в рамках анализа российского рынка авиаперевозок приведены структуры рынка пассажирских и грузовых перевозок в 2009 году (в разрезе авиакомпаний) и сделан прогноз изменения структуры рынков к 2015 году.

В обзоре приведены объемы производства гражданских самолетов и вертолетов в России в 2009 году. Также представлен и обоснован прогноз производства пассажирских магистральных самолетов в России в период до 2015 года. Прогноз производства сделан в разрезе отдельных самолетов: Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ан-148, SSJ-100. Прогноз базируется на данных предприятий, отраслевых министерств, производственной программе ОАК с учетом реалистичности выполнения заявленных планов. Кроме того, представлен прогноз выпуска гражданских вертолетов в России в 2010-2015 годах.

Отдельная глава обзора посвящена анализу состояния и тенденций развития российского рынка авиационного двигателестроения. В рамках данной главы представлены объемы выпуска газовых турбин в России в 2009 году. Приведен прогноз спроса на авиационные двигатели для гражданских самолетов российского производства в период до 2015 года. Прогноз представлен в разрезе двигателей ПС-90А («Пермский моторный завод»), SaM146 (НПО «Сатурн», Snecma), Д-436 (ММПП «Салют», «УМПО», «Мотор-Сич», Украина). Также в обзоре проанализирована текущая деятельность российских производителей авиационных двигателей с точки зрения перспектив выпуска отдельных семейств двигателей, а также диверсификации бизнеса предприятий (за счет выпуска газовых турбин для газоперекачивающих агрегатов).

Содержание:

1 СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО РЫНКОВ АВИАПЕРЕВОЗОК
1.1 Мировой рынок авиаперевозок
1.1.1 Показатели мирового рынка авиаперевозок в 2009 году
1.2 Российский рынок авиаперевозок
1.2.1 Ухудшение финансового состояния и банкротство предприятий
1.2.2 Пассажирские перевозки в 2009 году
1.2.3 Грузовые перевозки в 2009 году
2 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
2.1 Прогноз развития мирового рынка авиаперевозок
2.2 Прогноз развития российского рынка авиаперевозок
2.2.1 Авиаперевозки пассажиров
2.2.2 Авиаперевозки грузов
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ В 2009 ГОДУ
3.1 Размер и структура мирового парка самолетов
3.2 Модернизация авиастроительной отрасли РФ
3.3 Обновление парка воздушных судов российских авиаперевозчиков
3.4 Развитие проектов пассажирской и грузовой авиации
3.4.1 SSJ-100
3.4.2 Ан-148
3.4.3 МС-21
3.4.4 Перспективы разработки среднемагистрального самолета на замену ИЛ-86
3.4.5 Ан-124
3.4.6 Ил-476
3.4.7 Производство транспортного самолета в сотрудничестве с Индией (МТА)
3.4.8 Ил-112
3.4.9 Бе-200
3.4.10 Проект конвертации пассажирских Airbus А320/321 в грузовые
3.5 Усиление конкуренции на рынке региональных лайнеров и перспективы российского Suchoi Superjet 100
3.6 Снижение ставок на ввоз гражданских самолетов иностранного производства
3.7 Формирование холдинга ОАО «Вертолеты России»
3.8 Формирование холдинга ОАО «Российская авиаприборостроительная корпорация»
3.9 Послепродажная поддержка
3.10 Локализация поставщиков
3.11 Перспективы развития малой авиации
4 ПРОИЗВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ В 2009 ГОДУ
4.1 Производство авиационной техники в России в 2009 году
4.1.1 Выпуск самолетов
4.1.2 Выпуск гражданских вертолетов
5 АНАЛИЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА САМОЛЕТОВ, ВЕРТОЛЕТОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К НИМ В РФ В 2009 ГОДУ
5.1 Анализ экспорта
5.1.1 Экспорт вертолетов
5.1.2 Экспорт самолетов
5.1.3 Экспорт запасных частей к самолетам и вертолетам
5.2 Анализ импорта
5.2.1 Импорт вертолетов
5.2.2 Импорт самолетов
5.2.3 Импорт запасных частей к самолетам и вертолетам
6 ПРОГНОЗ СПРОСА НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА В МИРЕ В ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
6.1 Пассажирские ВС
6.2 Грузовые ВС
7 ПРОГНОЗ СПРОСА НА ПАССАЖИРСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА В РОССИИ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
8 ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
8.1.1 Пассажирские магистральные самолеты
8.2 Гражданские вертолеты
9 РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
9.1 Тенденции развития российского рынка авиационных двигателей в 2009 году
9.2 Структура мирового рынка авиационных двигателей
9.3 Производство газотурбинных установок авиадвигателестроителями в России в 2009 году
9.4 Развитие новых проектов российских авиадвигателестроителей
9.4.1 «НПО «Сатурн»
9.4.2 «Пермский моторостроительный комплекс»
9.4.3 «Казанское моторостроительное производственное объединение»
9.4.4 «Завод им. Климова» (ОАО «Климов»)
10 АНАЛИЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ В 2009 ГОДУ
10.1 Анализ экспорта
10.2 Анализ импорта
11 РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
11.1 Прогноз спроса на авиационные двигатели в России в 2010-2015 годах
12 ПРИЛОЖЕНИЕ 

Перечень таблиц: 

Таблица 1. Темп прироста показателей пассажирооборота и грузооборота в мире в 2009 году, в % к 2008 году и коэффициентов занятости пассажирских кресел и коммерческой загрузки (в разрезе регионов)
Таблица 2. Показатели деятельности мировой индустрии авиаперевозок в 2005-2009 гг.
Таблица 3. Объемы пассажирооборота воздушного транспорта по видам сообщения в России в 2002-2009 гг.
Таблица 4. Пассажирооборот, перевозки пассажиров и занятость пассажирских кресел в 2008-2009 гг. в разрезе авиакомпаний, тыс. пас/км, чел. и в %
Таблица 5. Объемы перевозки грузов воздушным транспортом в России в 2002-2009 гг., млн. тонн
Таблица 6. Грузооборот, перевозка грузов, почты и процент коммерческой загрузки в РФ за 2008-2009 гг., тыс.ткм, тн и %
Таблица 7. Оценка среднегодового темпа прироста объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок в отдельных регионах мира в 2010-2015 гг., %
Таблица 8. Оценка среднегодового прироста пассажирских и грузовых авиаперевозок, в 2009-2015 гг. и 2009-2025 гг. в Северной Америке, Латинской Америке, Европе, странах СНГ, странах Ближнего и Среднего Востока
Таблица 9. Состав парка ВС Аэрофлота по состоянию на 31.12.2009 года
Таблица 10. Парк ВС авиакомпании S7 Airlines по состоянию на 31.12.2009 года
Таблица 11. Сводная таблица заказов и поставок ВС по моделям корпорации Boeing российским авиакомпаниям (вкл. грузовые ВС) по состоянию на январь 2010 года
Таблица 12. Сводная таблица заказов российских авиакомпаний ВС Airbus по состоянию на январь 2010 года, вкл. находящиеся в эксплуатации, ед.
Таблица 13. Производство гражданских самолетов в России в 2007-2009 году, единиц (в разрезе предприятий), %
Таблица 14. Производство гражданских вертолетов в России в 2007-2009 гг., единиц (в разрезе предприятий), %
Таблица 15. Экспорт гражданских и военных вертолетов в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США (в том числе б/у)
Таблица 16. Экспорт гражданских и военных вертолетов новых в 2009 году в разрезе производителей, ед. и тыс. долларов США
Таблица 17. Экспорт вертолетов гражданских и военных в 2009 году в разрезе моделей, ед. и тыс. долларов США (новые и б/у)
Таблица 18. Экспорт самолетов в 2009 году гражданских и военных, новых и б/у в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 19. Импорт вертолетов в РФ в 2009 году, новых и б/у, ед. и тыс. долларов США
Таблица 20. Импорт вертолетов б/у в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 21. Импорт самолетов в 2009 году в разрезе стран (новых и б/у), ед. и тыс. долларов США.
Таблица 22. Импорт самолетов, бывших в употреблении, в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 23. Импорт запасных частей к самолетам и вертолетам в разрезе стран в 2009 году (новых и б/у), тн и тыс. долларов США
Таблица 24. Уровень спроса на пассажирские ВС в мире в период до 2028 г., в разрезе отдельных стран
Таблица 25. Оценка спроса на грузовые ВС до 2025 гг. в отдельных регионах мира, единиц
Таблица 26. Парк ВС, зарегистрированных в России по состоянию на 2006 г., оценка состояния парка ВС в 2010 г. и в 2015 г. (российские пассажирские ВС)
Таблица 27. Оценка эксплуатируемого в России парка пассажирских ВС российского и иностранного производства по состоянию на 2006 г., 2010 г и 2015 г. (в разрезе дальнемагистральных, среднемагистральных и региональных самолетов)
Таблица 28. Прогноз производства новых гражданских самолетов в 2010-2015 гг., единиц
Таблица 29. Прогноз объемов выпуска пассажирских магистральных самолетов в России в 2010-2015 гг., единиц
Таблица 30. Планы ОАО «Вертолеты России» по формированию продуктового ряда в разрезе отдельных вертолетов
Таблица 31. Сегментация рынка гражданских авиадвигателей между производителями по объемам поставок в 2005-2008 гг., в шт. (левая диаграмма) и в долларах США (правая диаграмма)
Таблица 32. Структура заказов гражданских авиадвигателей по производителям по состоянию на начало 2009 года, шт. (левая диаграмма) и в долларах США (правая диаграмма)
Таблица 33. Производство газотурбинных установок в РФ в целом и в разрезе авиационных заводов в 2007-2009 гг., тыс. кВт, %
Таблица 34. Экспорт турбореактивных двигателей по странам в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 35. Экспорт турбореактивных двигателей в 2009 году в разрезе производителей двигателей, ед. и тыс. долларов США
Таблица 36. Экспорт турбовитовых двигателей по странам в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 37. Экспорт турбовинтовых двигателей в 2009 году в разрезе производителей двигателей, ед. и тыс. долларов США
Таблица 38. Экспорт турбин газовых по странам в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 39. Экспорт турбин газовых прочих в 2009 году в разрезе производителей прочих турбин, ед. и тыс. долларов США
Таблица 40. Экспорт турбин газовых для гражданской авиации в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 41. Экспорт гидравлических систем для гражданской авиации в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 42. Импорт авиационных двигателей и авиационных гидросистем в РФ в 2009 году, тыс. долларов США
Таблица 43. Импорт турбореактивных двигателей в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 44. Импорт турбовинтовых двигателей в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 45. Импорт двигателей и прочих силовых установок в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 46. Импорт турбин газовых прочих силовых установок в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 47. Импорт газотурбинных приводов в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 48. Импорт турбин газовых для ГПА в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 49. Импорт турбин газовых для приводов и электростанций в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 50. Импорт турбин газовых для гражданской авиации в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 51. Импорт частей турбореактивных или турбовинтовых двигателей в 2009 году в разрезе стран, тн. и тыс. долларов США
Таблица 52. Импорт гидравлических систем для гражданской авиации в 2009 году в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США
Таблица 53. Прогноз производства на авиационные двигатели российских производителей в 2010-2015 гг., штук (двигатели для самолетов Ил-96, Ту-204/214, SSJ-100, Ан-148, Ил-476)
Таблица 54. ВВП РФ в постоянных ценах 2003 года, млрд. рублей
Таблица 55. Выручка предприятий мирового и российского авиастроения в 2007-2008 гг., млрд.евро
Таблица 56. Производительность труда на мировых и российских предприятиях авиастроения по результатам 2008 года, тыс. евро на человека в год
Таблица 57. Парк самолетов с двигателями ПС-90А по состоянию на 01.10.2009 года
Таблица 58.Цены на керосин в крупнейших аэропортах РФ по состоянию на 01.01.2008 г., 01.01.2009г., 20.07.2009 г. и 18.12.2009 г., руб. за тонну и темп роста, %
Таблица 59. Экспорт авиационной техники и частей самолетов в разрезе стран, тыс. долларов США
Таблица 60. Обслуживание, модернизация и ремонт вертолетов иностранных компаний в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США (гражданских и военных)
Таблица 61. Обслуживание, модернизация и ремонт вертолетов иностранных компаний в разрезе стран, ед. и тыс. долларов США (гражданских, новых и б/у)
Таблица 62. Обслуживание, модернизация и ремонт вертолетов иностранных компаний в разрезе моделей, ед. и тыс. долларов США (гражданских и военных)
Таблица 63. Экспорт самолетов, снаряженной массой не более 2000 кг., гражданских и военных, новых и б/у в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 64. Экспорт самолетов, снаряженной массой от 2000 до 15000 кг., гражданских и военных, новых и б/у в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 65. Экспорт самолетов, снаряженной массой более 15000 кг., гражданских и военных, новых и б/у в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 66. Обслуживание, модернизация и ремонт техники иностранных государств в 2009 году (гражданские самолеты, новые и б/у), ед. и тыс. долларов США
Таблица 67. Экспорт запасных частей к вертолетам и самолетам в 2009 году, тн и тыс. долларов США
Таблица 68.Экспорт шасси и их частей в 2009 году, тн и тыс. долларов США
Таблица 69.Экспорт прочих запасных частей к самолетам и вертолетов в 2009 году в разрезе стран, тн и тыс. долларов США
Таблица 70. Импорт самолетов снаряженной массой не более 2000 кг (новые и б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 71. Импорт самолетов снаряженной массой не более 2000 кг (б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 72. Импорт самолетов снаряженной массой от 2000 до 15000 кг (новые и б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 73. Импорт самолетов снаряженной массой от 2000 до 15000 кг (б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 74. Импорт самолетов снаряженной массой более 15000 кг (новые и б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 75. Импорт самолетов снаряженной массой более 15000 кг (б/у) в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 76. Импорт авиационных тренажеров в 2009 году (новые и б/у) в разрезе стран, тыс. долларов США
Таблица 77. Импорт шасси и их частей в 2009 году в РФ (новых и б/у), тн и тыс. долларов США
Таблица 78. Импорт частей самолетов и вертолетов в 2009 году, новых и б/у, тн и тыс. долларов США
Таблица 79. Экспорт авиадвигателей и гидросистем в 2009 году в разрезе стран, тыс. долларов США (новые и б/у)
Таблица 80. Экспорт газотубинных приводов в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 81. Экспорт турбин газовых для ГПА в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 82. Экспорт турбин газовых для приводов и электростанций в разрезе стран в 2009 году, ед. и тыс. долларов США
Таблица 83. Российские компании, имеющие сертификат EASA.145 (по состоянию на 01.01.2009) 

Перечень графиков: 

График 1. Суммарная чистая прибыль/убыток по мировым авиакомпаниям в 1998-2009 гг., млрд. долларов
График 2. Взаимосвязь темпа роста мировой экономики и темпов роста перевезенных пассажиров и грузов мировыми авиакомпаниями в 2005-2009 гг., %
График 3. Показатель пассажирооборота мировых авиакомпаний в 2000-2009 гг., млрд.пас.км и темп роста к предыдущему периоду, %
График 4. Взаимосвязь темпа роста затрат на топливо и среднегодовой стоимости нефти в 2005-2009 гг., %
График 5. Процент снижения пассажирооборота мировых и российских авиакомпаний в 2009 году по сравнению с 2008 годом, %
График 6. Удельный вес российских авиакомпаний в мировом пассажирообороте в 2008-2009 гг., %
График 7. Структура российского рынка пассажироперевозок по пассажирообороту в 2008-2009 гг., %
График 8. Сравнение темпа роста пассажирооборота на международных и внутренних перевозках авиакомпаниями РФ в 2003-2009 гг., в % к предыдущему периоду
График 9. Прирост количества перевезенных пассажиров в/из России в 2006 г. и 2007 г. российскими и иностранными перевозчиками, % к аналогичному периоду предыдущего года
График 10. Среднечасовой расход топлива на примере самолетов Ту-154М, А321, А320, В737-400, В-373-500, тонн в час
График 11. Доля затрат на авиатопливо в прямых эксплуатационных расходах авиакомпаний, %
График 12. Сравнение темпов роста ВВП РФ и грузовых перевозок в 2003-2009 гг., %
График 13. Удельный вес российских авиаперевозок грузов в структуре мировых перевозок грузов в 2008-2009 гг., %
График 14. Структура рынка грузовых перевозок по грузообороту в РФ в 2008-2009 гг., %
График 15. Уровень и прогноз объема пассажирооборота воздушного транспорта в России в 1995-2015 гг., млрд. пасс. км
График 16. Оценка структуры российского рынка авиаперевозок пассажиров в 2006 г. и 2015 г., % (в разрезе внутренних и международных перевозок)
График 17. Объемы перевозок пассажиров иностранными авиакомпаниями в России в 2003-2015 гг., доля иностранных авиакомпаний в совокупном объеме пассажирских перевозок в России в 2003-2009 гг. и до 2015 г., млн. человек, %
График 18. Оценка объемов авиаперевозок грузов в России в 2009-2015 гг., тыс. тонн
График 19. Российский рынок грузовых авиаперевозок в 2007 г. и оценка рынка в 2015 г., %
График 20. Мировой парк пассажирских магистральных ВС в 1997-2008 гг. и темп оста к предыдущему периоду, ед. и в %
График 21. Структура мирового парка ВС и доля ВС РФ (российского и советского производства) по состоянию на начало 2009 года, %
График 22. Портфель накопленных заказов (по результатам 2008 года), ед. (включая все российские производимые самолеты)
График 23. Структура производства гражданских самолетов в РФ в 2009 году по видам, %
График 24. Производство пассажирских самолетов в разрезе производителей в РФ в 2009 году, шт.
График 25. Производство спортивных самолетов в РФ по предприятиям в 2009 году, шт.
График 26. Оценка парка ВС в мире в 2008 г. и 2028 г., единиц
График 27. Прогноз спроса на новые пассажирские ВС в АТОР и Северной Америке в 2008-2018 гг. и 2019-2028 гг., единиц
График 28. Оценка объемов закупок новых пассажирских ВС в разрезе регионов мира в 2008-2018 гг. и 2019-2028 гг., единиц
График 29. Эксплуатируемый парк пассажирских ВС в отдельных регионах мира в 2008 г. и 2028 г., единиц
График 30. Эксплуатируемый парк грузовых ВС в отдельных регионах мира в 2008 г. и 2028 г., единиц
График 31. Оценка доли конвертированных грузовых самолетов в совокупном объеме продаж новых самолетов в мире в 2008-2028 гг., единиц, %
График 32. Оценка спроса на пассажирские ВС со стороны российских авиаперевозчиков в 2010-2015 гг., единиц
График 33. Парк ВС иностранного и российского производства, эксплуатируемый российскими авиаперевозчиками в 2006 г. и прогноз на 2010 г. и 2015 г., единиц (в разрезе дальнемагистральных, среднемагистральных и региональных самолетов)
График 34. Выпуск гражданских вертолетов в России в 2003-2009 гг. и прогноз производства в 2010-2015 гг., единиц
График 35. Выпуск двигателей семейства ПС-90А ОАО «Пермский моторный завод» в 2005-2009 гг., штук
График 36. Структура мирового рынка пассажирских перевозок в 2008 году по пассажирообороту в пас.км., %
График 37. Структура мирового рынка пассажирских перевозок в 2008 году по количеству перевезенных пассажиров, %
График 38. Структура мирового рынка грузовых перевозок в 2008 году в тн/км., %
График 39. Объем производства самолетов по мировым производителям и в РФ в 2007-2008 гг., ед. и в % к 2007 году
График 40. Структура мирового рынка производства самолетов в 2007-2008 гг., %
График 41. Уровень стоимости авиационного керосина в России в 1995-2009 гг., рублей за тонну
График 42. Объем российского рынка ТОиР в 2005 г., 2010 г. и 2015 г., млн. долларов


  

Назад в раздел

Версия для печати Версия для печати




Отзывы наших клиентов

ООО "Старатели", финансовый директор

ООО «Старатели» является ведущим производителем строительных смесей и лакокрасочной продукции в Российской Федерации. «Старатели» является крупным производственным предприятием с филиалами в регионах России и СНГ...

Смоленская Торгово-промышленная палата, вице-президент

Торгово-промышленная палата выражает глубокую благодарность Вашей компании и лично Кохановой Т.А. за внедрение программ обучения и содействие развитию бизнеса на предприятиях Смоленской области.

Все отзывы...