Элементом транспортной системы России (8% ВВП) является воздушный транспорт. Мы получаем много информации о росте пассажироперевозок и успехах в развитии данной отрасли экономики. Однако, косвенным показателем состояния развития экономики страны является показатель авиационных перевозок грузов, а не пассажиров. И в данном направлении все показатели носят пессимистичный характер.
Почему именно перевозки грузов авиационным транспортом являются косвенным показателем уровня развития страны, ВВП? Потому что авиационный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла, обеспечивает срочную доставку запчастей по всем отраслям. Т.е. чем более развита экономика, научный потенциал, больше перевозится станков, оборудования, медицинского оборудования, запчастей к оборудованию, станкам, самолетам и т.д. - тем более задействован именно авиационный транспорт.
Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны.
Рисунок 1. Объем перевезенных грузов авиационным транспортом в РФ в 2012-2018 гг., тыс.тонн и темп роста в % к предыдущему периоду
Средний темп прироста авиаперевозок грузов в РФ составляет всего 2,9% в год.
Авиаперевозки грузов в СССР достигали 3,2 млн.тонн в год, страна занимала второе место после США (около 5,5 млн.тонн) до середины 80-х годов. После развала СССР грузоперевозки авиационным транспортом в США резко увеличились (в среднем 12-14 млн.тонн, в отдельные годы рост до 16 млн.), Китай перевозит авиационным транспортом около 6-7 млн.тонн грузов. По результатам 2018 года Россия занимает всего 1,8% на мировом рынке авиаперевозок.
Рисунок 2. Доля России в перевозке грузов авиационным транспортом в 2018 году, %
Средний темп роста грузоперевозок авиатранспортом в мире составляет 3,9% в год.
Рисунок 3. Грузоперевозки авиатранспортом в мире, млн.тонн и темп роста в % к предыдущему периоду
Видим ли мы изменение ситуации на российском рынке? К сожалению, нет. Нам нечего перевозить для резкого увеличения перевозок, а низкая база дает рост при нескольких дополнительных контрактах.
Более подробную информацию о состоянии рынка грузоперевозок смотрите на нашем сайте в обзоре состояния мирового и российского рынка авиационных перевозок в 2010-2018гг. и прогнозе развития до 2025 года.